Учителей будут учить, а первоклашек оценят по-новому: какие реформы приготовили в Минобразования?


Опубликовано 16 Август 2019 в 09:00

Блог Дети в городе Запорожье >  Статьи >  Учителей будут учить, а первоклашек оценят по-новому: какие реформы приготовили в Минобразования?


Учителей будут учить, а первоклашек оценят по-новому: какие реформы приготовили в Минобразования?

Photo: Pixabay


Реформа образования в Украине была запущена в 2018 году. Она стартовала с младшей школы и будет продолжаться по мере взросления детей, обучающихся в «Новой украинской школе» (НУШ). Главная цель Министерства образования - реформировать школу таким образом, чтобы детям было интересно и приятно в ней учиться.


Что ждет украинских школьников?


Photo: Pixabay


С 1 сентября 2019 года украинских школьников ждет целый ряд нововведений.

Во-первых, президент Украины Владимир Зеленский отменил необходимость носить школьную форму. Теперь школьная администрация не вправе требовать от детей посещать уроки в форме. Интересно, что отмены формы требовали родители. Именно они с апреля 2019 года собирали подписи под петицией к президенту об отмене старых указов. Сторонники отмены школьной формы уверены, что такой подход сделает посещение школы для детей более приятным.


Во-вторых, в школьных столовых изменится меню. Правда, изменения начнутся в украинской столице, где все школы перейдут на мультипрофильное меню. Отныне столовые будут напоминать шведский стол, а дети сами будут выбирать, что они хотят съесть. Надеемся, что киевский опыт будут оперативно перенимать и в других регионах. Тем более, что кулинар Евгений Клопотенко разработал специальные рецепты для школьных столовых. Следуя его рекомендациям, можно приготовить вкусный обед всего за 15 гривен.


В-третьих, проводить уроки в школе смогут не только учителя. Особенно актуально это нововведение для школ, где не хватает профильных учителей. Теперь часть уроков смогут проводить организации или кружки. Например, чтобы проводить урок хореографии теперь не обязательно брать на работу хореографа. Можно привлечь к сотрудничеству руководителя известного ансамбля.


В-четвертых, отныне оценки ученика - это его личная информация, которую учитель не имеет права разглашать, то есть объявлять на весь класс.

Непосредственно на уроке учитель может общими фразами оценить ответ или работу ученика, но оценку в баллах должен выставлять в дневник на перемене или после уроков в индивидуальном порядке. Это касается и родительских собраний.

В Министерстве образования считают, что так можно решить проблему травли среди школьников через оценки.


В-пятых, 14 августа 2019 во время пресс конференции и.о. Министра здравоохранения Ульяна Супрун и Министра образования и науки Лилия Гриневич призвали родителей до 1 сентября сделать детям все необходимые прививки в соответсвии с Национальным календарем прививок. Не вакцинированные дети, за исключением тех, которые имеют медицинские противопоказания к вакцинации, не смогут посещать детские сады и школы с другими учениками.

Согласно календарю прививок, дети до 6 лет должны иметь прививки против гепатита В, туберкулеза, кори, паротита и краснухи, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и Хиб-инфекции. В 6 лет детям делают ревакцинацию против дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи и паротита.


Photo: МОЗ України


Если у ребенка есть противопоказания, ему предоставляется соответствующая справка на основании данных обязательного медицинского профилактического осмотра ребенка с участием врача педиатра и других врачей-специалистов. Решение о допуске таких детей в учреждения образования принимает комиссия врачей соответствующего лечебно-профилактического учреждения.


“Якщо батьки відмовляються від вакцинації через якусь світоглядну позицію, то вони мають право обрати альтернативний спосіб навчання. Наприклад, дистанційну або індивідуальну форми навчання.
Держава у будь-якому випадку надасть доступ для кожної дитини до шкільної освіти. Але в жодному разі присутність нещеплених дітей не повинна створювати загрозу іншим дітям”, – отметила глава МОН, Лилия Гриневич.


Кроме этого, в школах отменят доски почета отличников в учебе, позволят детям выбирать индивидуальную форму обучения, если они часто болеют, или профессионально занимаются спортом. А учеников младших классов обяжут носить светоотражающие жилеты в темное время года.


Изменения для первоклашек


Photo: МОН Украины


В этом году ученики 1-го класса получат Свидетельство достижений (аналог табеля). Как известно, первоклассники в НУШ не получают оценок за свою работу, но оценивание учеников все же происходит. Предложенный образец Свидетельства достижений состоит из 2 частей: первая - характеристика личных достижений ученика, оценивается активность ребенка, самостоятельная работа на уроке, сотрудничество с другими учениками и тому подобное. Вторая часть состоит из оценивания предметных компетенций.


В свидетельстве, которое будет выдаваться детям по завершению 1-го класса, будет дана характеристика личных достижений каждого ребенка. Учителя будут использовать четыре оценки для характеристики умений ребенка:

  • «имеет значительные успехи»;
  • «демонстрирует заметный прогресс»;
  • «достигает результата с помощью учителя»;
  • «требует внимания и помощи». 


Учитель будет оценивать, как ребенок работает на уроке, придерживается ли правил поведения, предлагает ли собственные творческие идеи, как он решает простые задачи и ориентируется в пространстве. Всего в свидетельстве более 50 характеристик, каждую из которых должен оценить учитель. Кроме этого, в конце документа есть место для рекомендаций учителя, касающихся образовательного процесса. Родители также смогут оставить свои пожелания и отдать второй экземпляр в учебное заведение.


Кстати, группа энтузиастов создала для украинских школьников «Щоденник моїх перемог» («Дневник моих побед») - уникальный мотивационный продукт для детей от 5 до 13 лет. Основа дневника - развертка для записей многочисленных побед, рисунков, коллажей и прочего.



Photo: Щоденник моїх перемог

Цель ведения дневника:

  • помочь ребенку овладеть навыком позитивного мышления и умением сосредотачиваться на победах и достижениях;
  • дать возможность ребенку в непростой жизненной ситуации обратиться к записям побед и достижений в дневнике, и быстро восстановить уверенность в своих силах;
  • получить навык постоянного самосовершенствования в разных аспектах жизни.


Дневник содержит цветные авторские иллюстрации с примерами возможных побед. В конце дневника есть карман с двумя листами тематических наклеек для фиксирования каждой победы.

Записную книжку создавали на основе методик мотивации. Авторы инициативы считают, что такой дневник мотивирует детей мечтать, достигать целей и смело браться за новые задачи.


Полезен ли отказ от оценок?


В Украине сегодня не ставят оценки только в 1-2 классах. Но даже это новшество имеет свои преимущества. По наблюдениям педагогов, дети стали более открытыми, они не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение.

Кстати, власти немецкой федеральной земли Гессен позволили школам отказываться от традиционных оценок почти во всех классах. Привычные отметки оставили только для оценки старшеклассников. Как объясняют авторы инициативы, отказ от оценок позволяет дольше поощрять детей к обучению, не огорчать их и не отбивать желание ходить в школу. По мнению сторонников реформы, дети должны стремиться улучшать знания, а не оценки.


Финны помогут Украине реформировать образование


Отметим, что реформировать образование Украине помогают международные партнеры и эксперты. В частности, Финляндия, школы в которой считаются образцом для подражания. Министр образования Лилия Гриневич рассказала о старте проекта «Финская поддержка реформы украинской школы». Это программа поддержки украинских реформ правительством Финляндии, на которую страна выделит 6 млн евро в течение четырех лет.


Проект «Learning together» предусматривает работу по трем направлениям, которые чрезвычайно важны для успешного реформирования школы. Эти направления выбраны не просто так. Именно благодаря их развитию финская система образования считается одной из лучших в мире.


Подготовка учителей

Первое направление касается профессиональной подготовки учителей, ведь невозможно реформировать школу без главных действующих лиц. Когда в Украине только стартовала реформа, родители и эксперты, которые наблюдали за ней, неоднократно жаловались на саботаж со стороны отдельных учителей. Одни не могли избавиться от привычки оценивать знания баллами, и ставили оценки первоклашкам, хотя это запретили. Другие продолжали давать домашнее задание. Успешность реформы зависит от качества подготовки учителей, поэтому финны помогут:

  • проверить результаты внедрения новых программ по подготовке учителей;
  • разработать профессиональные стандарты для учителей и директоров школ;
  • разработать новые современные подходы в образовательных программах педагогических вузов.


Популяризация образования

Это направление предусматривает проведение информационных кампаний в Украине, которые позволят популяризировать реформу образования и повысить уровень осведомленности общества о ней. Практика показывает, что реформы, которые поддерживает общество, происходят быстрее и качественнее. Если родители будут поддерживать реформу, дело пойдет еще быстрее.


Образовательная среда

Третье направление касается создания современной инновационной среды для учащихся. Это обеспечение электронными учебниками и цифровыми технологиями, которые должны войти в жизнь украинских школьников.


Обычно реформы воспринимаются обществом с осторожностью и даже опаской. Впрочем, когда перед глазами есть успешный пример и четкое руководство к действию – считай, полдела сделано. Украинское образование нуждается в реформировании. Этого требует время. Впереди еще много нововведений, реформирование средней и старшей школы. Поэтому поддержка украинцев лишней не будет.





Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск