Когда и как делать замечания чужим детям: правила вежливости
Опубликовано 17 Июнь 2021 в 10:00
Блог Дети в городе Запорожье > Когда и как делать замечания чужим детям: правила вежливости
Photo: Freepik
Конфликты на детской площадке — не редкость. Вот у вашего ребенка кто-то отбирает игрушку. Ваше родительское сердце не выдерживает: надо срочно идти на помощь. Не торопитесь, хорошо подумайте, прежде чем вмешиваться. Детские ссоры — способ получить опыт взаимодействия друг с другом, самому найти выход из трудной ситуации. Но если вы видите, что ребенок сам не справляется, не грех и вмешаться.
Когда стоит сделать замечание чужому ребенку
Иногда поведение ребенка настолько возмутительно, что требует вмешательства со стороны. Что можете сделать вы? Конечно, лучше напрямую обратиться к родителям или опекунам ребенка, поскольку именно они должны решить ситуацию. Но в отдельных случаях замечания следует сделать именно ребенку.
Родителей ребенка нет поблизости
Если родителей ребенка нет рядом, а ситуация требует немедленного вмешательства, тогда сделать замечание вполне уместно. Смело делайте замечания, если увидели, что ребенок выбегает на проезжую часть дороги или бьет другого ребенка.
Родители не реагируют на плохое поведение
Случается, что родители находятся рядом и видят что происходит (например, их ребенок забирает игрушку у другого), но предпочитают не вмешиваться.
Тогда вы можете сделать замечание ребенку, но с учетом наших рекомендаций, написанных ниже.
Может возникнуть опасная для здоровья ситуация
Необходимо вмешиваться в конфликт, если существует риск получения травмы.
Есть риск получить финансовые убытки
Уместно сделать замечание ребенку, если он по неосторожности или осознанно может нанести финансовый ущерб.
Например, малыш в магазине взял дорогую вещь, которую может разбить, пока его родители отвлеклись и не видят. В этой ситуации конфликта не возникнет, ведь таким образом вы поможете именно родителям, которым пришлось бы оплатить испорченную вещь.
Бывают и другие ситуации, в которых ребенок, сознательно или нет, может испортить вашу личную вещь — например, схватив телефон. В этом случае следует забрать у малыша свою вещь и сделать ему замечание.
Как правильно делать замечания
Photo: Freepik
В основном родителям не нравится, когда другие взрослые делают их ребенку замечание. Мамы и папы рефлекторно начинают защищать своего ребенка, что достаточно неконструктивно: это мешает разобраться в ситуации. Имейте это ввиду, и уж если вы решили призвать чужого ребенка к порядку, будьте вежливы и тактичны.
Правило первое — с детьми разбираются родители
Обычно родители находятся рядом с ребенком и вполне могут самостоятельно справиться со своим чадом. Но есть исключения.
Чужой ребенок обижает твоего ребенка, чужой ребенок берет без разрешения его игрушки, родители этого ребенка не реагируют на ситуацию или их не видно рядом — в таком случае стоит вмешаться.
Правило второе — воздержитесь от воспитания чужого ребенка
Мы не воспитываем чужих детей, мы обозначаем границы допустимого в отношении своего ребенка и его права на свои игрушки, вещи, гаджеты.
Как это выглядит (звучит) на практике. Вместо «не толкайся» говорим — «я не позволяю тебе толкать мою девочку», или «пожалуйста, не толкай мою дочь». Вместо «не трогай» говорим — «это наш самокат, я не разрешаю тебе его брать», или «это наш самокат, прежде чем его взять, попроси, пожалуйста, разрешения у Димы».
Мы не воспитываем чужих детей, мы устанавливаем и контролируем правила игры.
Вместо «не отнимай у Кати самокат» объясняем — «вы катаетесь по очереди, ты прокатился, сейчас Катя проедет круг, потом снова ты». Вместо «отдай Сереже самокат» напоминаем — «сейчас очередь Сережи кататься», и крепко держите самокат.
Правило третье — не даем оценок поведению
Мы не даем оценку поведению ребенка, мы просим его не доставлять дискомфорт другим людям (нам).
Если чужой ребенок мешает вам, например, толкает ногами сиденья в автобусе и дергает вас — вместо «не толкайся» или «не болтай ногами», скажите лучше «пожалуйста, не толкай меня».
Правило четвертое — вы вежливый и воспитанный взрослый человек
Используйте уверенный, но доброжелательный тон. Мы не ругаем чужого ребенка, мы просим его не мешать нам. Вежливость поможет не поссориться с родителями этого малыша. И не вызовет резкий протест против вас у самого ребенка.
Дети учатся социальному взаимодействию у взрослых. Уважайте малыша, и он, когда вырастет, будет уважать вас и других людей. Не кричите на чужого ребенка, и он, вероятно, не будет кричать на вашего малыша.
Правило пятое — не следует переходить на личности
Нельзя делать замечания, когда ребенок плачет. Какой бы дискомфорт у вас это не вызвало, родители разберутся сами. Как бы вам не казалось, что родители не справляются, они справятся сами. Только родители знают, почему ребенок плачет, почему не может успокоиться и что делать, чтобы он перестал плакать.
Фамильярничать с ребенком тоже не стоит. «Ты чего дерешься», «Ты чего это ревешь» — это фамильярность. И для детей это столь же оскорбительно, как и для взрослых, но ребенок не может вам адекватно ответить и защитить свои границы, которые вы нарушаете такой формой обращения.
Не советуем и обсуждать поведение ребенка и его родителей в третьем лице в их присутствии. Это недопустимое нарушение личных границ ребенка и родителей. Понятно, что вы рассержены и вам хочется «отомстить», но воздержитесь и не опускайтесь до базарного уровня.
Правило шестое — обращайтесь к родителям без обвинений, без грубости
Допустимые формы:
- «Будьте добры, обратите внимание, ваш малыш расстраивается, что я не даю ему наш самокат»;
- «Кажется, в песочнице назревает ссора. Ваш ребенок там есть?» ;
- «Простите, вы не могли бы придержать ножки малыша?»;
- «Помогите мне, пожалуйста, организовать очередь на горку»;
И если родители попросили прощения за своего малыша и вмешались в ситуацию, не стоит продолжать этот разговор.