Приучаем малыша к рисованию: как развить творческие способности крохи
Опубликовано 23 Июль 2021 в 15:00
Блог Дети в городе Запорожье > Приучаем малыша к рисованию: как развить творческие способности крохи
Рисование — один из способов познания мира и художественного самовыражения ребенка. Как приучать малыша к рисованию, чтобы он не боялся белого листа и свободно развивал творческие способности и таланты, читайте в статье.
Первые шаги
Первые попытки оставить следы на бумаге и других поверхностях дети предпринимают в годовалом возрасте. Хотя эти кляксы и каракули еще сложно назвать рисованием, подобный опыт полезен малышам. Это тренирует ручную моторику, развивает зрительно-моторную координацию, подготавливает к будущему творчеству.
Photo: freepik.com
Как только ребенок начинает удерживать в крошечных ручках предметы, его уже можно приучать к рисованию. Пока кроха только знакомится со свойствами материалов и инструментов (бумаги, красок, карандашей, мелков) и познает причинно-следственные связи (провел мелком — оставил след). Это никак не связано с отображением картины мира. Малыш просто наслаждается процессом взаимодействия руки и поверхности.
Борьба со страхами
Уже на раннем этапе приучения к рисованию (в 3–4 года) можно столкнуться с такими детскими фобиями, как боязнь испачкаться и страх белого листа.
Некоторые малыши осторожничают и не берут в руки инструменты для рисования (особенно краски), опасаясь испачкать себя и все вокруг. Если заметили за ребенком подобную фобию, предложите ему разные варианты. Возможно, мелок, маркер или карандаш понравятся больше. С проблемой хорошо справляются доски для рисования. Они двусторонние — чтобы рисовать смываемыми маркерами и мелками. Потом рисунок легко стирается тряпочкой, которая идет в комплекте, благодаря чему и ребенок, и рабочая поверхность остаются чистыми и опрятными.
Photo: freepik.com
Страх белого листа связан с боязнью начинать что-либо с нуля. Ребенок опасается, что не справится, нарисует не так, как нужно. Поэтому не говорите и не показывайте малышу, что именно он должен изобразить, и поощряйте любые проявления фантазии. Не спешите ставить конкретные задачи и работать по образцам. Пока для малыша важен процесс, а не результат. В 3 года ребенок просто не может рисовать реалистично. Лучше обсудите с ним «каракули» — и услышите целую историю, например, о яблоке, в котором живет червяк и вот-вот оттуда выползет.
Не учите рисовать «правильно»
Рисование — вид творчества, которому можно, а при наличии таланта, нужно учиться. Но не стоит торопиться. Если у ребенка действительно есть художественные задатки, рисовальные техники он со временем все равно освоит. А вот если в раннем возрасте ограничивать свободу самовыражения, можно отбить интерес к рисованию вообще. Это для взрослого детские абстракции ничего не означают, а для ребенка в них целый мир. Поэтому вместо критики лучше обсудите с малышом содержание изображенного. Ему будет приятно, что вы интересуетесь, а вы можете узнать о своем ребенке много нового.
Photo: freepik.com
В художественную школу детей лучше отдавать после 11 лет. В этом возрасте уже явно виден талант, а у ребенка появляются мотивация и стремление рисовать реалистичнее и лучше остальных. Он сам хочет учиться мастерству. Требовать «правильного» рисунка до этого момента — не по возрасту и незачем.
Что делать, если ребенок перестал рисовать?
В этом нет ничего страшного. Поначалу рисовать пробуют все дети, но потом у многих интерес пропадает. Важно понимать, что рисунок — лишь один из множества вариантов творческого самовыражения. В процессе взросления у детей меняется способ познания мира, и они начинают проявлять себя иначе (в музыке, танцах, театрализованных постановках, логических задачках, конструировании и т. п.). Это нормально. На одном этапе развития ребенку нужен рисунок, на другом — что-то еще. Возможно, позже интерес к рисованию вернется. Если нет, не расстраивайтесь. Главное, что ваш ребенок — личность, которая учится понимать себя, свои интересы, потребности, способности и место в этом мире.
Желаем творческих успехов!