Когда диагностировать и как лечить расстройство аутистического спектра: комментарии психиатра
Опубликовано 21 Февраль 2024 в 10:00
Блог Дети в городе Запорожье > Когда диагностировать и как лечить расстройство аутистического спектра: комментарии психиатра
Photo: Freepik
По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, во всем мире 1 ребенок из 100 имеет аутизм. Это расстройство развития нервной системы, которое влияет на навыки ребенка, как коммуникативные, так и поведенческие. Каждый случай аутизма уникален, поэтому расстройство и называется «спектр аутизма».
В Украине, по данным Национальной службы здоровья, на учете около 21 тыс. детей с аутизмом. Как известно, важнейшую роль в воспитании детей с РАС играет раннее вмешательство. Чем раньше родители заметят это расстройство у ребенка и обратятся к специалистам, тем эффективнее будет лечение.
«Дети в городе» пообщались с врачом педиатром, детским психиатром Викторией Самининой о ранних симптомах аутизма, о том, как диагностировать расстройство и о раннем вмешательстве.
Диагностика РАС
По словам Виктории Самининой, окончательное формирование диагноза «расстройство аутистического спектра» возможно с двух лет.
«Научные источники и рекомендации говорят о том, что диагностика до 2 лет возможна, но не надежна. Потому что часто в маленьком возрасте симптомы неочевидны до того времени, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности малыша», - отмечает специалист.
Во-вторых, стандартизированные интервью, разработанные для диагностики РАС, показаны для применения с 2 лет.
«Но мы можем заподозрить РАС раньше, если у ребенка есть значительные нарушения в сфере коммуникации и выраженная стереотипность поведения. В этом случае мы начинаем вмешательство с момента подозрений, не дожидаясь 2 лет. Это очень важно. Поэтому я хочу акцентировать внимание на необходимости своевременного обращения к врачу-специалисту, чтобы не тратить время впустую», - отмечает Виктория.
Ранние симптомы РАС
Photo: Freepik
Детский психиатр Виктория Саминина перечислила основные симптомы, которые могут свидетельствовать о РАС.
Нарушения в сфере коммуникации:
- Нарушения развития речи (количество слов не соответствует возрасту, понимание речи нарушено, не выполняет инструкции).
- Отсутствует указательный жест.
- Ограниченный зрительный контакт (или есть, но необычным способом: смотрит искоса).
- Нет элементов воображаемой игры (пример: не кормит куколку из чашки, не придумывает, куда и зачем едет машинка, не устраивает вечеринку для животных, не укладывает игрушки спать и т.д.).
- Не инициирует взаимодействие с людьми, не интересуется сверстниками.
- Отсутствует имитация действий других.
- Не разделяет внимание.
- Преимущественно играет сам, как в «своем мире».
- Не использует жесты в общении.
Нарушения в области стереотипного поведения:
- Имеет эхолалию (механически повторяет постоянно одни и те же слова, фразы. Это часто не соответствует контексту ситуации и не позволяет построить диалог).
- Демонстрирует стереотипные движения (крылышки ручками, качания).
- Имеет ограниченный круг интересов с гиперфокусом на отдельных деталях/явлениях (цифры, космос, поезда и т.д.).
- Использует вещи необычным способом и играется игрушками не по назначению (выставляет в ряд машинки, карандаши, постоянно крутит колесо машинки, играет лентами, камешками).
- На смены рутины реагирует протестом, требует соблюдения четких ритуалов.
- Имеет сложности с сенсорной обработкой (избегает резких громких звуков, не носит «неприятную» ему одежду, значительная избирательность в питании).
Раннее вмешательство в развитие детей с РАС
Photo: Freepik
По словам врача, раннее вмешательство должно быть комплексным и максимально адаптированным под нужды конкретного ребенка. Оно должно решать актуальные на данный момент проблемы.
«Для детей маленького возраста применяем Денверскую модель раннего вмешательства. Это поведенческая стратегия, построенная на игре и активном участии родителей. Дополнительно малыш может нуждаться в логопеде, эрготерапевте, специалисте по сенсорной интеграции, sos терапевте по питанию», - отмечает специалист.
Виктория Саминина отмечает, что план вмешательства составляется индивидуально под каждого конкретного ребенка врачом психиатром.
Читайте также: Как правильно говорить с детьми об инвалидности